Александра Гизельс: «Единственный раз, когда мне заплатили, был турнир на призы Ивана Игнатьевича Саввиди»

Источник: сайт mosbillard.ru

Александра– двукратный бронзовый призер чемпионатов мира, победительница командного чемпионата мира, Кубка мира, чемпионка Республики Беларусь, бронзовая медалистка Кубка Кремля и Кубка мэра Москвы, а также обладательница множества других титулов.

— Александра, расскажи, почему ты переехала из Беларуси и как оказалась в Санкт-Петербурге?

— Если коротко, я вообще не планировала переезжать. Закончив экономический университет, я поступила в магистратуру, чтобы продлить спортивную карьеру и не идти работать по распределению. Но все повернулось в крайне неожиданную сторону, я хорошо подумала и решила, что переезд — лучшая идея. И не пожалела.

-Твой выбор пал на «северную столицу», почему не Москва?

— Во-первых, как я сказала ранее, это был незапланированный переезд. И когда встал вопрос, я не выбирала между Москвой и Санкт-Петербургом, я просто уехала из Беларуси. Во-вторых, так сложилось, что в Москву я так и не влюбилась, а с Питером у нас возникла «химия» с моего первого посещения.

— Как это произошло?

— Мне было 11 лет. И так получилось, что из всех любовей дошкольного возраста и раннего пубертата эта оказалась самой серьёзной, хотя ни я не давала обещаний, ни мне, в отличие от тех самых «любовей». Я этого не помню, но когда я уже переехала в Санкт-Петербург, моя крестная рассказала, что после той первой поездки я сказала, что буду жить в этом городе. И ещё, если провести параллель с бильярдом, то для меня Москва – «бей, беги, ломай ворота». А Питер способен оценить и позиционную игру.

— Чем тебе нравится Санкт-Петербург больше всего?

— Здесь, как в отношениях: важнее, чтобы подходили недостатки, чем чтобы нравились достоинства. Я готова терпеть вечную мерзлоту и носить шапку семь месяцев в году ради его неповторимой атмосферы, культуры, архитектуры, белых ночей и невероятных пейзажей ночного города, когда даже спустя три года жизни здесь сбрасываешь скорость на мостах, чтобы полюбоваться красотой. И глаз не замыливается.

— Какая основная деятельность у тебя здесь?

— Последнее время моя основная деятельность связана с бильярдом. Тренирую людей и являюсь партнёром ESB Shop в Санкт-Петербурге.

— Помогает или пригодилось ли тебе твое образование (диплом) в жизни?

— Нет, не пригодилось. С нынешними мозгами и мировоззрением я бы по-другому выстроила образовательную часть жизни. Но, как известно, если бы молодость знала. Уверенно могу сказать, что годы учёбы здорово отшлифовали навык договариваться и отделять мух от котлет. Мне кажется, это лучшее, чему можно научиться в университете. Ценность зубрежки и красного диплома мне до сих пор не открылась.



— У тебя неплохо получается комментировать турниры? Хотела бы ты это хобби превратить во что-то большее?

— В идеале хотела бы это оставить как оплачиваемое хобби. Все таки у нас турниры даже не каждый месяц, и я плохо представляю, как это можно рассматривать в качестве основной деятельности. Мне нравится процесс, нравится читать отзывы, всегда приятно, когда людям интересно тебя слушать. Это всегда было хобби, и единственный раз, когда мне заплатили, был турнир на призы Ивана Игнатьевича Саввиди. Чем я была очень приятно удивлена, и организаторы турнира (особенно Николай Иванович Сысоев) снова проявили себя в лучшем свете и подтвердили статус лучших не только призовым фондом турнира.

— Были ли у тебя спорные или конфликтные ситуации во время встреч?

— Конечно, были, куда же без них. Самые частые предметы спора, как правило, «а был ли [мальчик] штраф». Но бывали и нестандартные, как например уход на перерыв на Кубке Кремля, когда мне записали поражение в партии и во встрече.

— Высказываясь критично, не бывает ли боязни, что можешь кого-то задеть или сказать лишнего?

— У меня есть одна черта, которая иногда мешает — всегда думать, прежде чем сделать и сказать. Не помню, чтобы мне было стыдно за какое-то публичное высказывание. Ситуаций, когда я выпалила что-то на эмоциях, в принципе было очень мало в жизни.

У меня нет самоцели кого-то обидеть или быть в качестве «Ревизорро», задача которого найти ложку дёгтя в бочке меда. Можно сколько угодно что-то дурно пахнущее присыпать розами, но в итоговом субстрате все равно будет предательски проскакивать родной запах. Как говорится, нормально делай — нормально будет.

— Ты славишься тактической, а иногда даже затяжной игрой. Это твоя задумка выводить спортсменов из равновесия, психологической устойчивости?

— Вы ещё не видели, как я настраиваюсь на прыжок в бассейн! Самоцели вывести человека из равновесия у меня нет, а могла бы быть. Это скорее темперамент плюс привычка все обдумывать, помноженные на стресс и ответственность за удар и результат.

— Если введут лимит по времени на удар, как в пуле, станет ли тебе тяжелее?

— Если 35 секунд, то не станет. Сейчас, когда в матче включают таймер, я себя комфортно чувствую и не начинаю бегать в панике, в отличие от некоторых спортсменов. Но если сделают, например, 25 секунд, то будет маловато.



— Как давно ты играла в чемпионате Беларуси?

— Если мне не изменяет память, последний раз я участвовала в чемпионате Беларуси в 2016 году перед переездом. Думала про участие в этом году, но вмешалась эпидемия. Видимо, не судьба.

— Есть ли у тебя любимые турниры?

— Есть турниры, которые оставляют яркое впечатление и не забываются через пару месяцев. А ещё любимые турниры у меня почти всегда ассоциируются с организаторами. Например, я с удовольствием еду на культовые «Кубок Кремля» и «Кубок мэра», зная, что Виталий Михайлович Мант делает эти турниры праздником для спортсменов.

Также с удовольствием езжу на турниры в Ростов-на-Дону, которые отличаются высоким уровнем организации, и где есть ощущение, что тебе рады. И надо отдать должное Николаю Ивановичу Сысоеву, к которому я отношусь с большим уважением, и его безграничной любви к бильярду.

Ещё любимым турниром могу назвать турнир за звание абсолютного чемпиона мира, который прошёл в 2016 году в Югорске. Там была прекрасная организация и слишком много ярких событий для нескольких дней.

— Ты показываешь неплохую игру на Кубке мэра Москвы и Кубке Кремля, но пока не добралась до «золота».

— Вообще, это единственные турниры, на которые я могу купить билет сильно заранее, зная, что туда я точно приеду. Я выросла на этих турнирах. Свою первую бронзу на Кубке Кремля я завоевала в 16 лет, потом бронза Кубка мэра в 17. МСБС проводит два крупных и очень престижных турнира в год, на которые приезжают даже те, кто больше не участвуют ни в чем, чтобы окунуться в атмосферу турнира и получить удовольствие от процесса.

— Был ли у тебя турнир, который разочаровал?

— Однозначно, да. Только стоит разделить разочарование от своего выступления и от организации и происходящего вокруг. Разочарований в себе у меня было куда больше, чем разочарований в турнирах. Из последних турниров – чемпионат мира в Кыргызстане неприятно удивил.

— Вспомнишь самый яркий матч в твоей жизни?

— Полуфинал командного чемпионата мира 2015 года против Дианы Мироновой и Оли Миловановой, это была бомба во всех смыслах. Я до сих пор помню, как прыгала после последнего забитого свояка. И вообще много моментов помню с этого турнира в целом и матча в частности.

— Однажды ты высказалась, что проиграв Насте Ковальчук в полуфинале чемпионата мира записала игру себе в актив, как такое возможно?

— Я помню этот эпизод, но не помню подробностей. Скорее всего, это был очень качественный матч с минимальным количеством негрубых ошибок, где я проявила лучшие качества, но который не получилось выиграть.

— Тяжело ли научиться играть с двух рук?

— После правой, на мой взгляд, легче, нужно только договориться с собой и полюбить играть другой рукой. Лично мне — кайфово, может, потому что мне и держать ложку левой рукой вполне удобно. Если бы я уделяла этому больше времени, вообще бы хорошо играла. У меня пару раз даже была сводка в колхоз: я левой, а соперник одной рукой, учитывая, что я не готовилась, а он одной рукой очень прилично играет. Один раз он проиграл желание, второй раз просто разошлись, хотя было в его пользу. Это был мой хороший знакомый, и я не выдвинула желание, зато чуть позже получила приятный подарок на день рождения! С учениками тренировка левой руки идёт чаще или как наказание, или когда вижу, что концентрации нет вообще. Хорошо помогает переключиться!

— Есть у тебя фирменный удар?

— Нет, к сожалению. Могу отличиться только количеством возможных отыгрышей из каких-то ситуаций.

— Что самое необычное выигрывала или проигрывала, играя в бильярд (кроме денег)?

— Выиграла полуавтомат по экзамену по высшей математике в университете! До сих пор приятно удивлена своей смелостью и настойчивостью в этом вопросе. А главное тем, что таки получилось!

А вот с проигрышами... я никогда не играла матч, за который не смогла бы рассчитаться. Проигрывала ползки под столом в юности, но мне везло — натыкалась на джентльменов, и мне всегда прощали.

— Ты говорила, что играя в пул, тебе удалось заработать деньги на дорогу, расскажи эту историю.

— Дело было на острове во Вьетнаме. После ужина мы с друзьями решили немного прогуляться, и неожиданно ушли прилично далеко от отеля. Обратный путь предстоял в кромешной темноте, еще и в гору несколько километров. Конечно, решили ехать на такси. Только оказалось, что ни у кого нет с собой наличных денег, вообще ноль! Решение пришло быстро, когда в одном из баров мы заметили пуловский стол. Свелись кое-как с индусами пара на пару. Я встала в кривую стойку, не исполняла ничего сложного и изображала искреннее удивление и радость, когда забивала и прикатывала биток под какое-то продолжение. Но индусы оказались не такими сладкими, и когда им до победы оставался один шар, нам — четыре! Ничего не оставалось, кроме забития дальних шаров и более сложных выходов. И стойку пришлось подровнять. Мы вытащили эту партию, нам уже хватало на такси. Но они, видимо заподозрив что-то, предложили еще. И в следующей партии такая же история, только им один шар, а нам пять! Я снова включилась, и мы чудом выиграли, поспешив покинуть это заведение, пока не разгорелся конфликт. Играли в «восьмерку», и теперь это моё лучшее воспоминание о пуле!

— Тебе нравится игра Ронни О’Салливана и Дастана Лепшакова? В чем их особенность и чем они тебе симпатичны?

— Ронни для меня — это фантастическая смесь мастерства, обаяния, непредсказуемости, характера и эпатажа. И он очень гармоничен, я смотрю его игры с удовольствием. А еще это первая бильярдная любовь со времен, когда я бы не смогла ответить на вопрос, чем он мне нравится.
Что касается Дастана, он долго был моим любимым игроком одним шаром. Мне нравится его техника, видение и ведение игры, у него огромный арсенал ударов, которые он блестяще исполняет. И спокойствие, по крайней мере внешнее, с которым он исполняет какой-нибудь космос.

— Как возникла идея вести прямые эфиры в Instagram с титулованными спортсменами?

— Элементарно: спасибо карантину, стало слишком скучно, мозг стал искать решения. И в один прекрасный день мне пришла в голову идея брать интервью у спортсменов или известных людей в бильярде. Вот здесь я думала недолго! На следующий день я написала Сергею Баурову свое предложение пообщаться в эфире, а он взял и... Согласился!

Наверное, возникает вопрос, почему первый именно Сергей? Во-первых, он мой друг, а во-вторых, у меня была уверенность, что если что-то пойдёт не так, он может взять инициативу в свои руки и вытащить этот эфир.

— Для чего тебе два аккаунта там?

— Мой личный аккаунт gizelssasha у меня уже 6 лет. Когда я создавала бильярдный аккаунт gizels_billiards 1,5 года назад, я хотела, чтобы он был узконаправленным, писать там исключительно о бильярде, выкладывать упражнения и тд. Еще я думала о том, что моим друзьям не интересны тонкости бильярда, а бильярдистам, наоборот, не интересно, какие концерты я посещаю и мои впечатления о какой-либо посещенной стране. Если бы я сейчас создавала бильярдный аккаунт, скорее всего, я бы их не разделяла, потому что в обоих случаях это я, только с разных сторон.

— Ты занималась раскруткой страниц в Instagram. Что пошло не так?

— Да нет, все пошло так, у меня были два клиента, с которыми мы поработали и получили результат. Изначально самоцель была в том, чтобы иметь возможность зарабатывать, находясь вне дома. Но в какой-то момент я поняла, что делаю все через силу, и удовольствия от процесса нет вообще. Так что получится полезный опыт, который я применяю для своего бильярдного аккаунта.

— Какой самый интересный концерт ты посетила?

— Один было бы просто назвать, если бы я посетила пять концертов. Но я посетила несколько десятков, поэтому позволю себе назвать несколько. Первый мой «взрослый» концерт был Мерлин Мэнсон в Минске, и с этого все и началось, я встала на скользкую дорожку! Потом был концерт Земфиры в Вильнюсе, на который я поехала одна. Невероятный концерт, очень яркое впечатление произвёл. Летом 2018 я поехала в Таллинн на концерт Guns N' Roses, и снова оставила там кусочек сердца: шоу длилось больше 3ч без перерыва. Еще концерты Роджера Уотерса и Rummstein в Питере и Aerosmith в Москве внесла бы в свой топ. Было ещё много хороших, но эти самые впечатляющие. В июне собиралась поехать на концерт Queen в Лондон, но его перенесли на год.

— Последняя прочитанная книга?

— Я стараюсь читать в режиме нон-стоп, а лучше две книги параллельно. Последняя была «Брисбен» Евгения Водолазкина. Сейчас дочитываю «Жизнь насекомых» Пелевина и «Идти бестрепетно» Водолазкина.

— Ты занимаешься воздушной йогой, как это помогает тебе в бильярде?

— То, что вы назвали воздушной йогой — это разовое мероприятие, мне подарили абонемент, и я с удовольствием попробовала. А вообще, я уже год занимаюсь йогой и радуюсь, что нашла занятие по душе, когда не болит спина, ощущаешь силу и мощь тела и просто получаешь удовольствие. У бильярдистов спина — больная тема, я нашла для себя решение. И да, я считаю, что физические нагрузки необходимы, чтобы выдерживать длинную дистанцию турниров.

— Есть ли у тебя бильярдная мечта?

— Если за мечту брать что-то невероятное и приравнивать к чуду, то увидеть, как бильярд становится примерно на одну ступеньку с теннисом.
А если говорить про себя, то распознать момент, когда пора будет завязать с бильярдом как спортом. Чтобы с одной стороны, не пересидеть, с другой — понимать, что я сделала, что могла, и больше не хочу.

Московский Союз бильярдного спорта.